"Подвигу народов жить в веках" - час общения для начальных классов
31/03/10, 20:20
Составил: учитель начальных классов
Муллагалеева Г.И.
«Подвигу народа жить в веках».
Цель мероприятия: расширять
исторические знания детей. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к
прошлому
своего народа, любовь к Отечеству
Оборудование: рисунок
Вечного Огня, выставка книг о войне, рисунки детей о войне, песня
«Священная
война».
Учитель:
Эта
дата
памятна всему нашему народу, это один из самых трагических дней в
истории
страны. Воскресенье. Прекрасный летний день. Спали города и сёла, после
выпускных вечеров гуляла молодёжь. Выпускники мечтали о своём будущем.
Ничто не
предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре
часа
утра… И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой
техники: гул
самолётов, лязг танков, пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая речь.
Мирная
жизнь
нашей страны и народа была нарушена вероломным нападением фашистской
германии.
И, чтобы, не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ
вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
Ученик:Была
короткой ночь в июне,
И
самым длинным был тот день.
Когда под утро мир подлунный
Накрыла
вражеская тень.
И
горстка воинов сражалась
У
пограничной высоты.
А
на фашистских самолётах
Чернели мрачные кресты.
Пришли тогда мы из запаса,
Не опалённые войной.
Мальчишки из десятых классов,
Мы стали силою стальной!
Учитель:
Одно из первых
сражений войны
произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её
героический гарнизон.
…Если бы камни могли говорить, они рассказали бы
всему миру
о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком
неравные. Брестская
крепостьпервая приняла на себя удар
фашистской армии. 28 дней длилась героическая оборона Брестской
крепости, почти
все её защитники пали смертью храбрых.
Плечом к плечу встали
на защиту
Родины вместе с её армией все советские люди: народное ополчение,
мужественные
партизаны, бесстрашные подпольщики. На третий день войны поэт
В.Лебедев-Кумач и
композитор написали песню «Священная война», послушайте её (звучит
запись). Эта
песня стала своеобразным гимном, призывающим весь народ на борьбу заРодину.
Учитель:
«Велика Россия, а отступать некуда – позади
Москва!» - эти
слова были сказаны героем – панфиловцем Василием Клочковым. Тяжело
раненый, с
гранатой в руках, он бросился под танк и взорвал его вместе с собой.
Героев -
панфиловцев было 28 человек. Ценой своей жизни они остановили вражеские
танки
под Москвой. В битве за Москву советскими войсками командовал
прославленный
полководец Георгий Константинович Жуков. Битва под Москвой переросла в
общее
наступление Красной Армии.
Вся страна от мала до велика поднялась на битву с
врагом… И
враг стал отступать.
Ученики:
Земли Российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя.
Учитель:
Грозный сорок первый…
Как он
изменил судьбы, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок,
разрушил
светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «
из
детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод».
По сведениям статистики, из добровольцев,
закончивших школу
летом 1941 года, в живых осталось только 3%. Всего лишь 3 мальчишки из
100
вернулись с фронта домой. Вдумайтесь в эти страшные цифры.
Учитель: На
войне солдаты не только воевали, на войне
продолжали жить, любить и верить, вспоминали дом, маму, любимых, писали
письма.
УченикТеплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую
видишь
И
Родину
слышишь,
Как
голос за
тонкой стеной.
Мы
скоро
вернёмся.
Я знаю. Я верю.
И
время такое
придёт:
Останутся
грусть
и разлука за дверью,
И
в дом только
радость войдёт.
Учитель:
Самую большую тяжесть войны вынесла на своих
плечах женщина-мать
Ученик:
Мама, тебе эти строки пишу я.
Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
Учитель:А
пока…
Мы
по дорогам
пыльным с боем шли,
От
боли земля
дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей земли
Отстаивали,
кровью
поливая.
Трудно найти в нашей стране дом, куда бы ни пришло
горе, -
кто потерял сына, иль дочь, кто – отца или мать, кто – сестру или брата,
кто-то
друга. Наши воины дрались с небывалым героизмом. И таких мужественных
героев
были сотни тысяч. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были
удостоены
звания Героя Советского Союза.
Учитель: В
суровые военные годы рядом со взрослыми
встали дети. Собирая колоски на полях, лекарственные растения в лесах,
шефствуя
над ранеными фронтовиками в госпиталях, заменяя своих отцов, братьев на
рабочих
местах у станков,будучи связными в
партизанских отрядах, дети чувствовали себя маленькими солдатами Красной
Армии,
борющейся против фашистских захватчиков. Вот что
писал в своемдневнике немецкий солдат: «Мы
никогда не
победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как
герои».
А мы не будем памяти
перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
Была земля и жесткой,
и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детстване
было отдельно,
А были вместе детство и война.
В годы войны было
горя много,
И никто никогда не сочтет.
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
В эти годы порой
казалось,
Что мир детства навек опустел.
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
Был серебряным смех
девчонок
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Учитель: Особенно
тяжело было в годы войны детям
блокадного Ленинграда. Этот город оказался окруженным врагом – блокадное
кольцо
душило город с 1941 по 1944 гг. Что пережили жители Ленинграда, его
дети?
Ученик: С
врагом боролись все: и те, кто воевал, и
работники тыла. Женщины и дети заменили мужей и отцов на заводах и в
полях.
Работа не прекращалась ни на один день! Особенно тяжело было пережить
тяготы
войны детям. Погибали дети на фронтах, в оккупированных фашистами
городах.
Война и дети…Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом.
Потому
что дети родятся для жизни, а война эту жизнь отнимает. Что чувствовали и
переживали дети? Об этом могут рассказать записи одиннадцатилетней
ленинградской девочки Тани Савичевой.
« Женя
умерла 28 декабря, в 12часов
30
минут 1941 года. Бабушка умерла 25 января. Лека умер 17 марта. Дядя Вася
– 13
апреля. Мама – 13 мая…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Учитель:
Трудным и долгим был путь к победе. Наступали
первые майские дни 1945 года. Война шла уже в Германии. Наш народ не
просто
выстоял в такой жестокой войне – он разгромил фашизм, освободил многие
государства Европы, потому что война была всенародной!
Ученик:
И вот уже у стен рейхстага
Ожесточенный бой кипит.
Советских воинов отвага
В последней схватке победит!
И над фашистскую столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей
Победы знамя вознеслось!
Учитель:
Принимая парад, маршал Советского Союза
заместитель верховного главнокомандующего Жуков произнёс: «В жестоких
боях с
врагом пало смертью храбрых много наших боевых друзей… На алтарь
Отечества ради
Победы они положили самое дорогое – свою жизнь. Сегодня, в день великого
торжества, почтим их священную память и произнесём: Вечная слава героям,
павшим
в боях за нашу Родину!» Предлагаю вам встать и почтить память героев
минутой
молчания.
Ученик:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Учитель:
Летят быстротечные годы, мелькают десятилетия.
Прошло 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Но никогда
мы не
забудем героев.